Некоторые методы и технологии, которые применяются в социальной работе с девиантными подростками:
Индивидуальные формы. 1 Сфокусированы на персональном подходе, выявлении причин девиации и их устранении. 1 К ним относятся психологическое консультирование подростков, разработка индивидуального плана работы, кризисное вмешательство. 1
Групповые формы. 1 Создают условия социализации через взаимодействие со сверстниками. 1 Это психологические тренинги, терапевтические группы, образовательные занятия. 1
Семейные формы. 1 Направлены на устранение конфликтов внутри семей и улучшение детско-родительских отношений. 1 К ним относятся семейная терапия с привлечением профильных специалистов, родительские тренинги по воспитанию, установлению границ, поддержке подростка в период кризиса. 1
Общественные и досуговые формы. 1 Направлены на включение учащихся в позитивную среду. 1 Это спортивные и творческие проекты, волонтёрская деятельность, программы наставничества под кураторством успешных взрослых. 1
Технология позитивной коммуникации. 1 Включает в себя следующие методы: ролевые игры, где подростки учатся бесконфликтному разрешению острых ситуаций, групповые дискуссии, где каждый может без осуждения высказать мнение по тому или иному вопросу, обсудить его с другими, клубы по интересам. 1
Технология изменения социальной среды. 1 Предполагает перемещение подростка в новую среду, где будут условия для пересмотра текущей модели поведения. 1 Это может быть социальный обмен, выездные семейные лагеря, помещение в закрытую терапевтическую среду. 1
Также в работе с девиантными подростками используют социальную диагностику, социальное проектирование, социальную адаптацию, социальное прогнозирование, социальную реабилитацию и социальную профилактику. 4