Для развития эмоциональной компетентности у детей дошкольного возраста эффективны следующие методы и подходы:
Реагирование на эмоции детей. 5 Позитивная реакция взрослых на выражение эмоций ребёнком, открытость к обсуждению эмоций и умение говорить о них, поощрение выражения эмоций ребёнком. 5
Моделирование выражения эмоций. 5 Предлагать детям выразить эмоции мимикой, интонацией. 5
Информирование и расширение представлений об эмоциях. 5 Называть эмоциональные состояния детей, героев книг, свои собственные, описывать внешние проявления эмоций, обозначать причины возникновения тех или иных эмоций. 5
Использование художественной литературы. 4 Потешки, сказки вызывают эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев. 4
Использование музыки. 4 Вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребёнок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами. 4
Дидактические игры и упражнения. 2 Направлены на распознавание эмоций и чувств. 2
Создание развивающей среды. 3 В группах детского сада необходимо разместить дидактические игры с карточками со схематическим изображением базовых эмоций, оформить театрализованный уголок. 3
Важно учитывать основные компоненты и динамику развития эмоциональной компетентности в дошкольном возрасте, а также индивидуальные особенности детей. 5