Нет однозначного мнения о том, какие методы эмоциональной рефлексии наиболее эффективны в образовательных практиках. Несколько приёмов, которые используются для оценки настроения и эмоционального восприятия учебного материала:
- «Светофор». 14 Ученики сигналят карточками: зелёной — побольше таких дел, поучительно; жёлтой — понравилось, но не всё, интересно; красной — дело не понравилось, скучно. 1
- «Букет настроения». 1 Учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. 1 На доске изображена ваза. 1 В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось — голубой». 1
- «Дерево чувств». 1 Если ученик чувствует себя хорошо и комфортно, то вешает на дерево листочки одного цвета, если нет — другого. 1
- Художественная рефлексия. 14 Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. 14 Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, весёлым. 14 Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. 14
- Анкетирование. 13 Учащимся предлагается ответить на вопросы заранее разработанной анкеты. 3 Обработка результатов позволяет разобраться в причинах неудач. 3
- Приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма. 1 Например, ученики по кругу высказываются одним предложением: «Сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… и т. д.». 1