Некоторые методы диагностики обучаемости, которые используются в современной психологии:
- Обучающий эксперимент. 4 Имеет разные формы, его цель — определение вероятных способностей детей, выяснение сдвигов, которые происходят в их мышлении под воздействием конкретных факторов, прослеживание динамики процесса обучения. 4
- Констатирующий эксперимент. 4 Предшествует обучению, является его отправной точкой. 4 С его помощью выясняется актуальный уровень развития детей, их умение работать самостоятельно. 4
- Метод дозированной помощи. 5 В диагностике обучаемости взрослый оказывает помощь ребёнку при возникновении трудностей. 5 Количество и качество помощи рассматриваются как показатель зоны ближайшего развития. 5
- Скаффолдинг. 5 Процесс, который даёт возможность ребёнку решить проблему, выполнить задание или достичь целей, которые находятся за пределами его индивидуальных усилий. 5 В центре внимания диагностики — действия взрослого по отношению к ребёнку, поддержка при выполнении задания. 5
- Специализированные тесты. 2 Включают задания на логическое мышление, абстрактное мышление, способность к решению проблем и творческие способности. 2 Также применяются тесты на оценку памяти, внимания, восприятия и реакционной способности. 2 Некоторые из них: тест Векслера, школьный тест умственного развития, тест структуры интеллекта Амтхауэра, тест Равена. 2