Некоторые методы активного слушания:
- Поддакивание. 12 Во время разговора нужно периодически кивать, выражать согласие через простые звуки, например «да-да», «угу». 2
- Уточнение. 1 Если в рассказе собеседник упускает детали событий, нужно уточнить подробности. 1 Так получится глубже понять чувства и мысли человека. 1
- Эхо (повтор). 1 Это дословное повторение отдельных слов, словосочетаний и предложений, которые произнёс собеседник. 1 Услышав свои же слова, человек поймёт, что слушатель внимателен к нему. 1
- Парафраз (пересказ). 1 Нужно повторить то, что сказал собеседник, но другими словами, и добавить что-то новое — точку зрения или уточняющие вопросы. 1
- Отражение. 1 При активном слушании полезно поддерживать зрительный контакт — смотреть в глаза и реагировать невербально. 1 Можно ненавязчиво скопировать поведение или позу собеседника. 1
- Эмпатичное слушание. 1 Такой приём выражает сопереживание и даёт собеседнику понять, что его выслушали и поняли. 1
- Резюмирование. 3 Нужно подвести итог сказанному, выделяя главное. 3
- Паузы и молчаливое внимание. 3 Не нужно перебивать, нужно давать собеседнику время подумать и продолжить. 3
Чтобы применять эти методы в общении с окружающими, можно следовать таким рекомендациям:
- Не делать поспешных выводов. 1 Если что-то удивило в словах собеседника, нужно дать ему договорить. 1
- Задавать уточняющие вопросы, если что-то не поняли. 1 Лучше выбирать открытые вопросы, на которые нельзя ответить однозначные «да» или «нет». 1
- Не давать оценок и советов, если их не просят. 3 Часто человеку нужно просто выговориться, а не получить готовое решение. 3
- Поддерживать концентрацию. 3 Не нужно отвлекаться на телефон, посторонние мысли или другие дела. 3
- Использовать «язык тела»: кивать, наклоняться немного вперёд, показывать открытую позу. 3