Л. С. Выготский предложил следующие методологические принципы в психологии:
Необходимость создания собственной методологии, соответствующей предмету науки и области исследования. 4 Для этого нужно вскрыть сущность явлений, законов их изменения, качественную и количественную характеристику, причинность. 4
Различие низших и высших психологических функций, влияющих на поведение человека. 2 Все аспекты поведения, которые человек в состоянии регулировать, Выготский относил к высшим психологическим процессам. 2
Социальная обусловленность развития. 1 Чтобы понять внутренние психические процессы, надо выйти за пределы организма и искать объяснения в общественных отношениях этого организма со средой. 1
Анализ соотношения процессов развития и обучения в детском возрасте. 1 Выготский доказал ведущую, стимулирующую роль обучения и отсутствие между ними параллелелизма. 1
Вычленение понятий «актуальный уровень развития» и «зона ближайшего развития». 1 Выготский утверждал, что в обучении нужно опираться не столько на уже достигнутое ребёнком, сколько на развивающееся и ещё не сформированное. 1
Положение о единстве интеллекта и аффекта (эмоционально-волевой сферы). 1 Принципиально важное значение для понимания особенностей развития в целом. 1