Некоторые методики самоанализа, которые применяются в работе с подростками:
- Упражнение «Ладошка». 3 Педагог-психолог предлагает каждому участнику на листе бумаги обвести свою ладошку и подписать рисунок. 3 Затем внутри контура отметить качество своей личности, которое наиболее импонирует окружающим и самому себе. 3 После выполнения задания рисунки передаются по кругу, в них участники группы вписывают личностные качества «хозяина ладошки», которые им нравятся. 3 По завершению круга участники зачитывают «лестные прилагательные» и благодарят друг друга. 3
- Упражнение «Мои сильные и слабые стороны». 3 Участникам предлагается разделить лист бумаги на две части и написать на одной стороне свои сильные качества, на другой — слабые. 3 Педагог-психолог предлагает сравнить количество слабых и сильных черт и подумать, можно ли избавиться от некоторых своих слабостей, если да, что можно предпринять. 3
- Методика «Моя вселенная». 2 Подростку предлагается на альбомном листе начертить круг и от него лучи к другим кругам. 2 В центральном круге нужно написать «Я», а в других кругах-планетах написать окончания предложений. 2 Затем подростку предлагается зачитать свои ответы вслух. 2
- Упражнение «Изобрази себя». 3 Педагог-психолог предлагает каждому участнику на листе бумаги изобразить себя в образе четырёх персонажей: растения, животного, неодушевлённого предмета, человека. 3 На основании нарисованных персонажей можно выделить особенности личности, черты характера, пристрастия, интересы, эмоции, жизненные ситуации, в которых человек оказался. 3