Некоторые методики оценки нравственных качеств личности, используемые в современной психологии:
- Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (автор И. Б. Дерманова). 1 Направлена на диагностику сформированности нравственных представлений. 1 Учащихся просят привести примеры. 1
- Методика «Определение нравственных понятий» (Колмогорова Л. С.). 1 Направлена на определение способности охарактеризовать наиболее доступные для детей нравственные понятия. 1
- Анкета «Оцени поступок» (по Э. Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой). 1 Цель — выделить моральное содержание в действиях и ситуациях через отношение к нарушению конвенциональных и моральных норм. 1
- Тест «Добро–Зло» (Л. М. Попова, А. П. Кашина и Р. Р. Исмагиловой). 2 Выявляет ориентацию личности на две альтернативные черты. 2
- Опросник «Справедливость–Забота» (С. В. Молчанова). 2 Оценивает моральную ориентацию на две другие категории. 2
- Методика нравственного выбора «Прошу совета» (Е. К. Веселовой). 2 Изучает этический уровень (действие и его мотивация). 2
- Технология сортировки предложенных суждений (СПС) и диагностический комплекс оценивания нравственной избирательности и когерентности суждений (ОНИКС). 4 Измеряют нравственное качество сознания индивидов и групп по степени внутренней связности нравственных представлений и их соответствия выбранному стандарту. 4