Некоторые методики, которые эффективны для выявления уровня эмпатии у школьников:
- «Неоконченные рассказы» Т. П. Гавриловой. 12 Цель методики — определить форму эмпатии у детей в различных сложных ситуациях и по отношению к взрослому, ребёнку, животному. 1 После чтения рассказа детей просят ответить на вопросы, отражающие различные аспекты эмпатии: как надо закончить рассказ, как бы ребёнок поступил на месте главного героя, жалко ли ему кого-нибудь из героев. 2
- «Определение эмпатии» (эмоциональной восприимчивости). 3 Для теста используют карточки со схематическим изображением человеческих эмоций на лице и с реалистичным изображением лица. 3 Ребёнку предлагают рассмотреть изображения, попытаться изобразить каждую схему на своём лице, затем назвать соответствующее чувство. 3 Чем больше выражений ребёнок определит, тем выше его эмоциональная восприимчивость. 3
- «Проявление эмпатии к сверстнику» Е. Н. Васильевой. 13 В методике используют ситуации, в которых нужно принять решение, например, помочь другу. 1
- «Опросник уровня поликоммуникативной эмпатии» И. М. Юсупова. 4 Методика помогает определить способности к сочувствию и сопереживанию, выраженные в осознаваемых эмпатических тенденциях. 4
- «Тест художественно-эмоционального восприятия» А. И. Копытина «Арт-конструктор». 4 Тест предназначен для определения уровня развития способностей к восприятию и распознаванию эмоций (навыки когнитивной эмпатии) по невербальным признакам. 4
- «Тест руки», разработанный Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером, в адаптации Т. Н. Курбатовой. 4 Методика помогает определить проявление скрытых тенденций в коммуникации: эмпативность-агрессивность (навыки поведенческой эмпатии). 4