Для диагностики высших психических процессов в среднем школьном возрасте могут применяться, например, такие методики:
- Тест Векслера (детский вариант). dzen.ru Предназначен для исследования структуры интеллекта детей в возрасте от 5 до 16 лет. dzen.ru Позволяет оценить развитие умственных способностей, общую эрудицию, определить объём памяти, преобладающий тип мышления и другие особенности познавательных психических процессов. dzen.ru
- Методика А. Я. Ивановой. dzen.ru Предполагает качественный анализ процесса умственной деятельности. dzen.ru В основе методики лежит оценка переноса нового для ребёнка способа действия из одного задания в другое, новое по характеристикам стимульного материала. dzen.ru
- Методика Л. А. Ясюковой. dzen.ru Социально-психологическая технология для комплексного сопровождения процесса обучения. dzen.ru Состоит из трёх частей, ориентированных на различные этапы образовательного процесса — от подготовки к школе, выявления и коррекции проблем в обучении до профессионального самоопределения старшеклассников. dzen.ru
Также для диагностики высших психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия) могут использоваться, например, такие методики:
- «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия. www.teacherjournal.ru Цель — оценка состояния слуховой памяти на слова, запоминания, сохранения, воспроизведения. www.teacherjournal.ru
- «Запоминание 10 слов» А. Р. Лурия. www.teacherjournal.ru Цель — оценка состояния слуховой памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения. www.teacherjournal.ru
- «Таблица с изображением знакомых предметов». www.teacherjournal.ru Цель — определение объёма кратковременной зрительной памяти. www.teacherjournal.ru
- «Корректурные пробы» (методика Пьерона Рузе, кодирование Векслера). www.teacherjournal.ru Цель — определение уровня концентрации внимания. www.teacherjournal.ru
- «Обобщение». www.teacherjournal.ru Цель — исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки. www.teacherjournal.ru
- «Четвертый лишний». www.teacherjournal.ru Цель — выявить уровень развития наглядно-образного мышления, сформированность умственных операций анализа и синтеза. www.teacherjournal.ru
- «Сюжетные картинки». www.teacherjournal.ru Цель — изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, изучение состояния устной связной речи, соотношения уровней развития мышления и речи. www.teacherjournal.ru
- «Графический диктант». www.teacherjournal.ru Цель — исследование умения ориентироваться в пространстве. www.teacherjournal.ru