Некоторые критерии оценки готовности детей к обучению, которые используются в современных психологических методиках:
- Аффективно-потребностная сфера. 2 Доминирование познавательного или игрового мотива, внутренняя позиция школьника. 2
- Произвольная сфера. 2 Умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, умение действовать по правилу. 2
- Интеллектуальная сфера. 2 Обучаемость, уровень развития обобщений, использование правил для решения задач. 2
- Речевая сфера. 2 Фонематический слух. 2
- Уровень эмоционального развития. 1 Сформировался ли у ребёнка образ себя как человека, который многое может, легко ли малышу «переключиться» при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности. 1
- Умение общаться. 1 Включается ли ребёнок в игру других детей, делится ли с ними, соблюдает ли он очерёдность, когда этого требует ситуация, способен ли ребёнок слушать других, не перебивая. 1
- Физическое развитие. 1 Хорошо ли ребёнок слышит и видит, способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени, развита ли у него координация моторных навыков. 1
Для оценки готовности детей к обучению используются различные методики, например: «Рисунок школы», «Стандартная беседа Нежновой», «Графический диктант», «Последовательность событий» и другие. 13