Для ранних возрастов по М. И. Лисиной характерны следующие формы общения со взрослыми:
- Ситуативно-личностная. 34 Возникает с момента возникновения общения до 6 месяцев. 3 Общение удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном отношении к нему. 3 Мотив общения — личностный (взрослый — объект познания, источник ласки и безусловной любви). 3 Средства — экспрессивно-мимические. 3
- Ситуативно-деловая. 34 Возраст — от 6 месяцев до 3 лет. 3 Общение как средство совместной предметной деятельности ребёнка со взрослым. 3 Остаётся потребность в доброжелательном внимании и добавляется потребность в сотрудничестве. 3 Мотив — деловой (взрослый необходим для организации и поддержания игры, помощник, образец действий с предметами). 3 Средства — предметно-действенные. 3
Для общения со сверстниками в раннем возрасте по М. И. Лисиной характерна эмоционально-практическая форма. 2 Она возникает к 2 годам. 2 Для неё характерны экспрессивно-мимические средства, речь является средством общения только при наличии зрительного контакта и выразительных движений и зависит от обстановки и действий партнёра. 2 В младшем дошкольном возрасте ребёнок ждёт от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. 2