Некоторые факторы, влияющие на формирование психологического комфорта в детском коллективе:
- Факторы макросреды. 1 К ним относятся экономическое развитие страны, специфика конкретного этапа развития, степень демократизации общества и другие. 1
- Факторы микросреды. 1 Это особенности организации учебной деятельности, санитарно-гигиенические, материально-экономические, технические условия, стиль общения с учащимися, психологическая совместимость членов детского коллектива, психологическая культура педагогов и другие. 1
- Личные качества членов коллектива. 2 Например, открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность педагогов. 2
- Стиль руководства. 2 Ориентация на эмоциональный комфорт школьников зависит от личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат. 2
- Неофициальная структура коллектива. 4 В процессе деятельности и общения спонтанно возникают группировки, имеющие сходство взглядов, симпатий, общие интересы. 4
- Эмоциональное состояние учащихся и настроение учителя. 1
Также на психологический комфорт в коллективе влияют отношения между педагогами и детьми, детей между собой, педагогом и родителями, между разными субъектами и объектами. 1