Согласно теории когнитивного развития Жана Пиаже, есть четыре основных этапа развития ребёнка: 1
- Сенсомоторная стадия (0–2 года). 14 Ребёнок взаимодействует с миром преимущественно через органы чувств и движения тела. 1 Происходит развитие сенсомоторной координации, дети начинают понимать постоянство объектов (например, что предметы продолжают существовать даже когда они исчезают из поля зрения). 1
- Дооперационная стадия (2–7 лет). 14 Ребёнок начинает использовать символы и язык для представления предметов и событий. 1 Однако мышление ещё остаётся эгоцентрическим и конкретным, ребёнку сложно рассматривать вещи с точки зрения другого человека или проводить абстрактные операции. 1
- Стадия конкретных операций (7–11 лет). 14 Дети учатся мыслить логически, но только применительно к конкретным объектам и ситуациям. 1 Они начинают овладевать такими операциями, как классификация, сериация (упорядочивание), сохранение количества и объёма. 1
- Стадия формальных операций (с 12 лет). 1 Подростки развивают способность к абстрактному мышлению, гипотезам и дедукциям. 1 Они могут рассуждать о вещах, которые существуют только теоретически, решать сложные задачи и формулировать общие принципы. 1