Формирование произвольного поведения и развитие самосознания в дошкольном возрасте взаимосвязаны, так как осознанность собственных действий лежит в основе овладения произвольным поведением. 3
Развитие самосознания проявляется в способности соотносить своё поведение с нравственными ожиданиями взрослых, в построении на этой основе самооценки, в осознании нравственных норм, в способности воспринимать себя во временной перспективе. 2
Формирование произвольного поведения происходит, когда ребёнок может увидеть и услышать свои действия с точки зрения задуманной цели, обещания или правила действия. 3 Осознание собственных действий позволяет дошкольнику управлять своим поведением, преодолеть его импульсивность. 4
Таким образом, развитие самосознания способствует формированию произвольного поведения, так как осознание собственных действий делает возможным управление и овладение ими.