Вожатые могут влиять на формирование временного детского коллектива, например, следующим образом:
- Создавать благоприятные условия для адаптации детей. 2 В период ориентации формируется система правил и традиций, групповые нормы, возникают симпатии и антипатии. 2 Задача вожатого — обеспечить быструю и безболезненную адаптацию. 2
- Помогать ребятам осмысливать ситуацию и находить конструктивный выход из конфликтов. 2 На стадии конфликтов появляется соперничество между потенциальными лидерами, формируются микрогруппы. 2 Вожатый должен помочь детям найти выход из ситуации, выработать стиль совместной деятельности и не допустить появления «отверженных» в коллективе. 2
- Способствовать проявлению ребят в лучших своих качествах и нахождению своего места в сообществе сверстников. 3 Для этого нужно организовывать разнообразную деятельность, в основном импровизационного, неожиданного характера. 3
- Способствовать укреплению авторитета отряда. 3 Для этого можно проводить конкурсы и соревнования командного характера. 35 Содержание деятельности и её организация должны нести элемент новизны и неожиданности. 5
- Помогать в формировании отрядного самоуправления. 15 Для этого нужно рационально организовывать деятельность, регулировать общение и корректировать отношения. 5 Вожатый может передавать часть своих функций детям, которые добровольно приняли на себя ответственность за определённый участок деятельности отряда. 5
Таким образом, основная функция вожатого — организаторская, он выступает носителем тех норм, требований и традиций лагеря, которые должны стать достоянием коллектива. 35