Восприятие пространства у дошкольников формируется постепенно, можно выделить несколько этапов: 5
- Первоначально ребёнок не выделяет пространственные отношения и окружающие предметы воспринимает как отдельные, пространственные взаимосвязи между ними не осознаёт. 5
- Появляются первые попытки восприятия пространственных отношений, точность оценки которых ещё относительна. 5 Ребёнок затрудняется определить, насколько близко или далеко расположены предметы. 1
- Продолжается совершенствование восприятия пространственного расположения предметов. 5 Появляется возможность дистантной, зрительной оценки пространственных отношений. 5
- С возрастом развивается способность к более точному определению пространственных отношений, их численному выражению, сенсорный опыт восприятия пространства перестраивается в его логическое познание посредством измерения. 5
Некоторые особенности восприятия пространства у дошкольников:
- Конкретно-чувственный характер. 3 Ребёнок ориентируется на своём теле и всё определяет относительно собственного тела. 23
- Относительный характер пространственных отношений. 3 Чтобы ребёнку определить, как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета. 3
- Дети легче ориентируются в статике, нежели в движении. 3
- Легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребёнка. 3
Ведущую роль в познании пространственных отношений играет жизненный опыт, который накапливается у ребёнка в разнообразных видах деятельности (подвижные и строительные игры, изобразительная деятельность, наблюдения во время прогулок и т. д.). 1