Внешние и внутренние мотивы по-разному влияют на учебную мотивацию. 24
Внешние мотивы не связаны с содержанием деятельности и зависят от внешних обстоятельств, которые влияют на человека. 24 К ним относятся, например, желание получить хорошую оценку, добиться похвалы учителя, стремление к особому отношению преподавателя. 2 Такие мотивы не дают долговременного эффекта, если не подкрепляются интересом к содержанию и процессу. 2 При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчуждён от процесса познания. 3
Внутренние мотивы, в свою очередь, связаны с интересом к содержанию деятельности. 24 В основе таких мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. 4 К внутренним мотивам относятся интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации. 4 Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности. 3
Таким образом, внешние мотивы могут оказывать негативное влияние на характер и результаты учебного процесса, так как при них интерес направлен не на саму работу, а на то, что с ней связано: успех, признание, материальные блага. 2 Внутренние мотивы, наоборот, способствуют устойчивости учебной мотивации, так как в этом случае овладение учебным материалом служит целью учения, и учащийся непосредственно включён в процесс познания, что доставляет ему эмоциональное удовлетворение. 3