Карен Хорни в своей социокультурной теории личности подчёркивала влияние социальных и культурных факторов на формирование личности. 2 Она считала, что условия жизни, традиции и ожидания общества играют ключевую роль в формировании психики человека. 2 Хорни доказывала, что решающим фактором в развитии ребёнка являются социальные отношения между ребёнком и родителями. 58 Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребёнку, то, вероятнее всего, сформируется здоровая личность. 58 И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, то возможно патологическое развитие личности. 5
Эриксон рассматривал процесс формирования личности не только в детстве, но и во взрослом возрасте, уделяя огромное внимание влиянию культуры и общества на этот процесс. 1 Эриксон полагал, что развитие личности длится всю её жизнь, практически до самой смерти индивида, а не только на протяжении первых шести лет жизни, как считал Фрейд. 6 На данный процесс оказывают влияние не только родители и близкие ребёнку люди, но также и друзья, работа, социум в целом. 6 Эриксон говорил о восьми базовых стадиях в развитии идентичности, во время которых ребёнок постепенно переходит от одной стадии осознания самого себя к следующей, и при этом каждая из стадий даёт возможность для образования противоположных качеств и черт характера, которые осознаёт в себе индивид, и с которыми он начинает идентифицировать себя самого. 6