Задержка психического развития (ЗПР) может оказывать значительное влияние на эмоциональное состояние и самооценку ребёнка. 12
Эмоциональное состояние:
- Эмоциональная неустойчивость. 23 Настроения и эмоции быстро меняются, ребёнок может немотивированно переходить от смеха к плачу и наоборот. 23 Также отмечается нестойкость к фрустрирующим ситуациям: незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию. 23
- Повышенная тревожность. 15 Дети с ЗПР не всегда способны выразить адекватную эмоциональную реакцию на предъявляемую ситуацию. 1
- Страхи. 5 Детям с ЗПР свойственны страхи, типичные для детей более младшего возраста: боязнь сказочных персонажей, животных, темноты. 5 Страхи отрицательно влияют на развитие ребёнка, его повседневное поведение и социализацию. 5
Самооценка:
- Отсутствие развитой самооценки, устойчивости и критичности. 1 Дети с ЗПР склонны к преувеличению своих возможностей. 1 Оценка со стороны окружающих не регулирует их поведение, потому что ребёнок не может правильно уловить её смысл. 1
- Неадекватная заниженная самооценка. 45 Может сформироваться у ребёнка с ЗПР как результат неуспеха в какой-то значимой деятельности. 5 Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, это становится фактором, тормозящим развитие личности ребёнка. 5
- Неадекватная завышенная самооценка. 4 Выражается в незнании своих возможностей, неумении самостоятельно решать проблемы и добиваться успешного результата. 4
Таким образом, при ЗПР происходит замедление темпа созревания эмоционально-волевой сферы, что влияет на становление личности ребёнка и его социально-психологическую адаптацию. 5