Воспитание влияет на формирование уважительного отношения к окружающим следующим образом:
- Личный пример. 2 Важно показывать на собственном примере проявление уважения и благодарности к окружающим людям. 2 Например, научить ребёнка говорить «пожалуйста», объяснить, почему необходимо говорить «спасибо», почему надо извиниться, если случайно кого-то задел или наступил на ногу. 2
- Объяснение причинно-следственной связи. 2 Нужно объяснять ребёнку, что и почему взрослые делают, давать ему понять причинно-следственную связь. 2 Например: «Мы не шумим в комнате после 10 вечера, потому что братик/папа/бабушка/соседи спят, а мы уважаем их право на отдых». 2
- Объяснение правил этикета. 2 Уже в младшем дошкольном возрасте ребёнок способен привыкнуть к некоторым простейшим правилам, таким как слова приветствия, благодарности, обращение к чужим взрослым на «Вы», правила поведения за столом, а также в общественных местах и в транспорте. 2
- Обучение основам экологии. 5 Помогает ребёнку понять взаимосвязь между человеком и природой. 5 Например, можно научить детей собирать мусор на улице или в парке, чтобы сохранять чистоту и порядок в окружающей среде. 5
Также для формирования уважительного отношения к окружающим можно использовать игры и тренинги, которые помогают постигать нормы и правила взаимоотношений с окружающими и применять их на практике. 3