Асинхрония развития (неравномерное физическое, интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие) может влиять на формирование личности следующим образом:
- Задержка эмоционального роста. 1 Асинхронные дети могут чувствовать разочарование из-за того, что не растут достаточно быстро. 1 Также может возникать эмоциональная отстранённость — чувство отсутствия сочувствия, неспособности общаться с другими или понимать, через что они проходят. 1
- Проблемы социальной адаптации. 2 При асинхронии развития специфично формируются Я-концепция и самооценочные структуры, возникает специфичное поведение. 2
- Влияние на когнитивные структуры. 2 В одних случаях это проявляется в значительно превышающей средненормативные показатели интеллектуальной деятельности, в других — в наличии специфичных, сверхценных интересов и когнитивных построений. 2
- Влияние на анализаторную сферу. 2 Могут возникать иллюзии и искажения восприятия. 2
Асинхрония развития может иметь разные степени выраженности: от лёгких невыраженных вариантов до тяжёлых, приводящих к выраженной дизадаптации ребёнка. 2