Ведущая деятельность влияет на развитие ребёнка следующим образом: она обуславливает главные изменения в психических процессах, когнитивных способностях и психологических особенностях ребёнка на определённых стадиях его развития. 34
Некоторые примеры влияния ведущей деятельности на развитие:
- В младенчестве ведущая деятельность — непосредственно эмоциональное общение со взрослым. 3 Через общение малыш узнаёт, что он есть, формируется чувство безопасности. 3
- В раннем детстве ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. 3 Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект, развивается мелкая моторика. 3
- В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. 4 В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребёнка. 4
- В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная. 3 Это лучший период для развития чтения, счёта и других когнитивных функций. 3
При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется её определяющая роль в развитии. 4