Согласно теории Карла Роджерса, условия позитивного внимания влияют на развитие личности, формируя Я-концепцию. 12
Безусловное позитивное внимание (полное принятие и уважение) способствует развитию полноценной личности, так как в этом случае формирующаяся Я-концепция соответствует всем врождённым потенциальным возможностям. 2 Такая личность характеризуется открытостью к переживанию, гибкостью, адаптируемостью, спонтанностью, уверенностью в себе и креативностью. 2
Обусловленное позитивное внимание (одобрение одних форм поведения и отклонение других) вредит развитию личности, так как ориентирует её на других, а не на себя. 4 В этом случае ребёнок начинает оценивать себя как личность только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку. 3
Таким образом, безусловное позитивное внимание обеспечивает основу для становления полноценной личности, а обусловленное позитивное внимание — для формирования личности, определяемой социумом и не соответствующей врождённым потенциальным возможностям. 2