Теория Жана Пиаже объясняет интеллектуальное развитие подростков через четыре стадии: 12
- Сенсомоторная (от рождения до 1,5–2 лет). 2 Познание мира с помощью разных действий (рассматривание, хватание, кусание, сосание). 2 В основе мыслительных функций лежит работа органов чувств и движений тела. 2
- Дооперациональная (2–7 лет). 2 Ребёнок формирует понятия и начинает пользоваться словами. 2 Здесь дети имеют ограниченные представления о причинах и следствиях, испытывают большие трудности, классифицируя события или объекты. 2
- Стадия конкретных операций (от 7 до 11–12 лет). 2 Ребёнок начинает логически мыслить и делить объекты в соответствии с признаками. 2 Он начинает оперировать математическими понятиями, применяя данные операции к воображаемым или реальным событиям. 2
- Стадия формальных операций (от 11–12 лет). 2 Ребёнок проводит анализ решения логических задач абстрактного и конкретного содержания. 2 Уже происходит систематическое обдумывание собственных возможностей, планирование будущего, воспоминание прошлого, рассуждение метафорами. 2
В подростковом возрасте наступает стадия формальных операций. 23 Это период, когда у подростка формируется так называемый взрослый интеллект. 1 На этой стадии подросток способен мыслить логически об абстрактных категориях и последовательно проверять гипотезы. 3