Теория социального обмена, разработанная Джорджем Хомансом, объясняет поведение людей в социальных сетях через концепцию обмена деятельностью, который приводит к вознаграждениям и издержкам. 1
Некоторые положения теории:
- Положение успеха. 45 Поведение, которое приводит к положительным результатам, с большой вероятностью будет повторяться. 5
- Положение стимула. 4 Если в прошлом тот или иной стимул был связан с вознаграждением поступка, то, чем больше похожи на него другие стимулы, тем вероятнее, что человек воспроизведёт тот же или сходный поступок. 4
- Положение ценности. 4 Чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен воспроизвести это действие. 4
- Положение лишения/пресыщения. 4 Чем регулярнее вознаграждался поступок человека, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение. 4
- Положение агрессии/одобрения. 4 Если какое-либо действие не вызовет ожидаемого вознаграждения или вызовет неожиданное наказание, то индивид испытывает чувство гнева. 4
Согласно теории социального обмена, взаимные символические вознаграждения служат действенным механизмом поддержания и укрепления связей в социальных ассоциациях. 3 В случае отсутствия взаимных вознаграждений общности теряют устойчивость и распадаются. 3