Теория сиблингов Альфреда Адлера влияет на развитие личности следующим образом: порядок рождения в семье определяет личностные характеристики человека в детстве и во взрослом возрасте. 1
Сиблинговая позиция определяет специфику социальной ситуации развития ребёнка, его отношения к миру, общения и деятельности, форм сотрудничества со взрослыми и сверстниками. 2
Некоторые выводы теории:
- Единственный ребёнок обычно в центре внимания родителей. 2 К сильным сторонам его развития, как правило, относится высокий уровень интеллектуального развития, а к слабым — отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками в близком семейном контексте, опыта общения равных, опыта сотрудничества, определённая степень эмоционально-личностного эгоцентризма. 2
- Старший ребёнок в семье раньше или позже, в связи с появлением младших детей, сталкивается с необходимостью брать на себя ответственность за выполнение тех или иных обязанностей по хозяйству. 2 Такая позиция позднее, в его собственной семье, приводит к стремлению брать на себя роль опекуна. 2
- Младшие дети, лишённые младших конкурентов, не только получают возможность использовать ресурсы родителей, но наделены также заботой и вниманием со стороны старших. 2
- Средние дети, если они имеют поддержку в семье, более ловкие, более адаптивные и социально включёнённые, чем их сиблинги. 3
При этом Адлер считал, что порядок рождения — не абсолютная детерминанта, это только тенденция, и стиль родительского поведения, их отношение к детям не менее значимы для личностного развития детей. 1