Мышление и речь тесно связаны в процессе когнитивной деятельности человека, но их нельзя назвать однозначно одним и тем же, а также утверждать, что одно проистекает из другого. 1
Речь играет важную роль в процессе мышления, так как мысль в голове человека всегда возникает, облекаясь в словесную форму. 1 Даже если человеку недоступна речь в привычном виде, например, он глухонемой, в качестве речи будут использоваться жесты или формирующиеся мыслеобразы, которые будут выполнять роль слов. 1
Речь отражает результат мыслительного процесса: его разносторонность, глубину и степень понимания человеком предмета рассуждения. 3 Невозможность облечь мысль в слова свидетельствует о том, что человек недостаточно хорошо понимает то, о чём хочет сказать. 3
Мышление и речь развиваются параллельно, при этом речь находится в зависимости от мышления, несмотря на то, что мышление без речи невозможно. 3 Например, для расширения активного словаря требуются определённые мыслительные способности, а наличие обширного словарного запаса способствует совершенствованию мышления. 3
По мнению Л. С. Выготского, развитие речи и мышления происходит непараллельно и неравномерно. 5 До определённого уровня онтогенеза развитие мышления и речи осуществляется независимо друг от друга, но в возрасте около двух лет линии развития мышления и речи совпадают, и возникает новое психическое образование — речевое мышление. 5