Свойства нервной системы учителя влияют на стиль его педагогической деятельности, в частности на способы побуждения учащихся к учению и подачи учебного материала. 1
Учителя со слабой нервной системой и подвижностью нервных процессов используют в качестве побуждения преимущественно логику объяснения учебного материала, ставят познавательные задачи и создают проблемные ситуации. 1 Такие педагоги в меньшей степени применяют требовательность, занимательность, игры. 1
Учителя с сильной нервной системой и инертностью нервных процессов отдают распоряжения строгим голосом, однообразны в дисциплинирующих воздействиях. 1 Они в большей мере контролируют действия учащихся, тяготеют к привычным условиям проведения урока, обеспечивают хорошую организацию урока и дисциплину учащихся. 1
Учителя со слабой нервной системой стремятся создать полную ориентировочную основу деятельности не только у себя, но и у учащихся. 1 Вводная часть урока посвящена подробному объяснению темы. 1 Ошибки, допущенные учащимися, не просто констатируются, а анализируются с чётким указанием путей исправления. 1
Учителя с сильной нервной системой и подвижностью нервных процессов меньше времени уделяют предварительным пояснениям и созданию ориентировочной основы деятельности, часто пояснения дают по ходу выполнения задания. 1 Учебный материал излагается более живо, эмоционально. 1 Однако недостатками такого стиля являются импульсивность поведения учителя, нетерпеливость, порой торопливость. 1
При этом на формирование индивидуального стиля педагогической деятельности влияют не только свойства нервной системы, но и другие факторы, в том числе социальные, уровень рефлексии, самосознания и саморазвития педагога. 3