Стиль руководства учителя влияет на психологический климат в классе. 25 От него во многом зависит эмоциональное самочувствие учеников, уровень их учебной мотивации, активность на уроках. 2
Некоторые стили руководства и их влияние на психологический климат в классе:
- Авторитарный. 1 Учитель даёт строгие нормы, правила и инструкции, которые не предполагают чёткого исполнения. 1 В классе нет дружеской атмосферы, дисциплина неудовлетворительная, возникают частые конфликты. 2
- Демократический. 1 Учитель позволяет ученикам участвовать в планировании обучения, распределяет между ними ответственность, поощряет и развивает совместную работу. 1 Такой стиль уменьшает внутригрупповое напряжение, создаёт атмосферу товарищества и настраивает на плодотворную работу. 1
- Либеральный. 1 Учитель вмешивается в работу класса только тогда, когда ученики обращаются к нему. 1 Членам группы даётся полная свобода принимать свои собственные решения. 1 Такой стиль предрасполагает к неблагоприятному климату в коллективе из-за нестабильности и противоречивости требований педагога. 4
Наиболее эффективным считается смешанный стиль руководства, когда грамотное сочетание разных стилей позволяет создать благоприятный психологический климат в классе. 1