В теории Эрика Эриксона социальный опыт влияет на развитие личности следующим образом: социокультурное окружение способствует, особенно на ранних стадиях развития, формированию определённого качества, приобретаемого в процессе прохождения возрастного кризиса. 1
Психоаналитик считал, что для каждого этапа развития личности характерна определённая модель поведения, и на протяжении жизни человек в той или иной мере придерживается этих моделей. 4 На каждом этапе развития человека, как правило, окружают разные люди, и качество взаимодействия с ними определяет успешность перехода на следующий жизненный этап. 4
Согласно теории Эриксона, результаты каждого этапа, будь то положительные или отрицательные, влияют на результаты последующих этапов. 2 Успешно пережив кризис, человек получает новые умения, навыки и чувствует себя более уверенно, продвигаясь дальше на пути своего развития. 4 Однако если человек неудачно преодолевает кризисный период, он получает отрицательные последствия и у него возникают дополнительные сложности, так его дальнейшее развитие затрудняется. 4