Социальная ситуация развития влияет на формирование личности ребёнка в дошкольном возрасте следующим образом:
- Ребёнок усваивает этические нормы, принятые в обществе. 2 Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять своё поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. 2
- В игре ребёнок учится полноценному общению со сверстниками. 2 В игре он также учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры, появляется соподчинение мотивов. 2
- В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). 2
- Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). 2
- В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). 2
Кроме того, социальная ситуация развития задаёт систему норм, которые осваивает дошкольник. 4 В зависимости от успешности освоения взрослый поощряет или наказывает ребёнка. 4
Однако стоит учитывать, что процесс формирования личности не является однозначным: два ребёнка, оказавшиеся в одной и той же социальной ситуации развития, могут приобрести различные личностные свойства. 4 Такой результат обусловлен характером взаимоотношений, установленным между ребёнком и взрослым, а также индивидуальными особенностями детского восприятия социальной ситуации развития. 4