Ситуативная речь влияет на общение дошкольников со сверстниками и взрослыми следующим образом:
В общении со сверстниками речь дошкольников преимущественно ситуативна: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений в наличной ситуации. 14 При этом в разговорах со сверстником дети используют неожиданные, непредсказуемые фразы, слова, сочетания слов и звуков. 3
В общении со взрослыми речь также развивается: во взаимодействии с взрослым по поводу предметов ребёнок учится называть эти предметы, то есть произносит вслед за взрослым новое слово. 4 Так во взаимодействии с взрослым возникает и развивается главное человеческое средство общения и мышления — речь. 4
Кроме того, разные коммуникативные задачи в общении со сверстниками и со взрослыми способствуют тому, что при общении с ровесниками речь дошкольников более разнообразна лексически, в ней меньше элементов ситуативности. 1