Системное недоразвитие речи приводит к задержанному развитию других психических функций. 5 Чем больше выражено недоразвитие речи, тем более значительны отклонения в развитии других психических функций. 35
Некоторые последствия влияния недоразвития речи на другие психические функции:
- Восприятие. 1 Отстает в развитии и находится на элементарном уровне. 1 Ребёнок слабо воспринимает целостность предмета, возникают сложности узнавания изображения, трудности пространственной ориентировки. 1
- Внимание. 2 Характеризуется неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. 2 Детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. 2
- Память. 1 Зрительная память практически не отличается от нормы, слуховая память весьма снижена. 1 Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. 2
- Мышление. 1 Отставание в развитии наглядно-образного мышления (в большинстве случаев связано с тяжестью речевого дефекта). 1 Трудности анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умозаключения по аналогии. 1
- Воображение. 1 Низкий уровень продуктивного воображения. 1 Для таких детей характерно использование штампов, однообразность, им требуется значительно больше времени для включения в работу, в её процессе отмечается значительное увеличение длительности пауз, наблюдается истощение деятельности. 2
Кроме того, речевое нарушение накладывает отпечаток на формирование личности ребёнка. 5 Это тормозит становление его игровой деятельности, имеющей ведущее значение в развитии общего психического состояния, и затрудняет переход к более организованному учебному процессу. 5