С. Л. Рубинштейн рассматривал процесс развития личности с точки зрения единства сознания и деятельности. 1 По его мнению, сознание побуждает человека совершать определённые поступки, а они, в свою очередь, формируют его сознание. 1
Некоторые аспекты, на которых базировался взгляд Рубинштейна на развитие личности:
- Взаимосвязанность психических процессов. 14 К ним относились мышление, память, ощущения, восприятие, воображение, речь, внимание, эмоции и воля. 1 Все они взаимосвязаны, поскольку развиваются одновременно по мере взросления человека и смены жизненных обстоятельств. 1
- Зависимость психических процессов от личности. 4 Ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. 4 Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность, приводит к изменению жизненных установок, интересов, ценностных ориентаций, а также эмоционально-волевой сферы человека. 34
- Переход психических процессов в свойства личности. 14 В ходе деятельности психические процессы переходят в свойства личности, которые индивидуальны для каждого человека и отчасти зависят от особенностей нервного аппарата. 1
- Роль внутренних условий, саморазвития и деятельности личности. 5 Развитие личности осуществляется во взаимодействии с действительностью, в её способности направлять, изменять, строить свой жизненный путь. 5