Речевое развитие ребёнка связано с его эмоциональным состоянием и воспитанием следующим образом:
- Эмоциональное состояние влияет на речевую активность. 2 Развитие речи теснейшим образом связано с особенностями мира чувств и переживаний ребёнка. 2 Эмоции выступают регуляторами общения, влияя на выбор партнёров, способы и средства коммуникации. 1
- Эмоции влияют на познавательные процессы и поведение. 2 Они определяют направленность внимания ребёнка, особенности окружающего мира, логику суждений. 2
- Эмоциональное развитие зависит от степени усвоения словесных обозначений эмоций. 5 Понимание ребёнком эмоционального состояния других людей зависит от усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения. 5
Воспитание также влияет на речевое развитие: формирование в речи ребёнка эмоциональной лексики связано с усвоением знаний о нормах и правилах морали. 4 Например, ребёнок охотно учится говорить и охотно разговаривает, если чувствует себя в полной безопасности. 3
Таким образом, полноценное речевое развитие ребёнка зависит от качественного общения, в том числе эмоционального и речевого контакта с взрослым. 1