Речь играет важную роль в формировании произвольной регуляции поведения у детей. 14
Некоторые способы влияния речи на произвольное поведение:
- Помощь в фиксации результатов действия. 14 С помощью речи ребёнок может сформулировать цель своих действий, спланировать их последовательность, а также сопоставить содержание и цели деятельности. 1
- Сопровождение действия. 14 Ребёнок анализирует условия задачи, ищет средство достижения цели и производит нужное действие. 1
- Возможность дать словесный отчёт о сделанном действии. 14 Это помогает объективировать собственные действия и осознавать их. 1
- Фиксация образа предстоящего действия. 14 Речь становится регулятором действия, освобождая ребёнка от давления наличной ситуации и делая его поведение осознанным. 5
- Преобразование импульсивных движений в планируемое, организованное поведение. 34 Благодаря речи возникающие у ребёнка образы приобретают качество обобщённости и осознанности, и движения, выполняемые на основе этих образов, становятся сознательными и произвольными. 4
По мнению Л. С. Выготского, овладение речью и повышение её роли в регуляции поведения составляют существо развития произвольности поведения человека. 3