Навыки общения в раннем детстве развиваются следующим образом:
- В первые месяцы жизни у ребёнка формируется комплекс оживления — положительные эмоциональные проявления при виде знакомого человека. 5 Это свидетельствует о появлении потребности общаться со значимыми взрослыми. 5
- К началу раннего возраста у ребёнка вырабатываются невербальные средства коммуникации: мимика, особенности улыбки, жесты. 1 Они формируются через подражание взрослому. 1
- К концу второго года коммуникация ребёнка с взрослым усложняется: он уже умеет просить, требовать, называть. 2 Когда ребёнок овладевает смыслом слова, он уже сознательно может вступать в коммуникацию со взрослым. 2
- В раннем возрасте формируется обратная связь. 2 В процессе коммуникации ребёнок учится понимать выражение лица собеседника, различать интонацию одобрения, удивления, порицания, понимать значение жестов. 2
- На третьем году жизни возникает потребность в общении со сверстниками. 4 Дети начинают интересоваться друг другом: они наблюдают друг за другом, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. 1
Роль родителей в развитии ребёнка очень велика в первый годы жизни. 3 От того, насколько эмоциональны мама и папа, насколько интенсивно они готовы контактировать с малышом, зависит его общее отношение к общению в будущем. 3