Для развития понимания отношений сравнения у детей дошкольного возраста можно использовать следующие подходы:
- Развитие умения находить в объекте как можно больше признаков (свойств). 2 Это происходит в процессе сопоставления одного объекта с другими, которые обладают различными свойствами. 2 Заранее подбирая предметы для сравнения, можно постепенно научить ребёнка видеть в них такие свойства, которые ранее были от него скрыты. 3
- Обучение определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов. 3 В первую очередь нужно научить ребёнка проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. 3 Затем следует перейти к общим свойствам. 3 При этом сначала важно научить ребёнка видеть общие свойства у двух предметов, а потом у нескольких. 3
- Обучение отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта. 3 Для этого лучше использовать задания с наглядным материалом, в котором существенный признак заранее задан или находится как бы на «поверхности», чтобы его легко было обнаружить. 3
Некоторые приёмы сравнения, которые можно использовать:
- Наложение. 1 Позволяет обнаружить сходство и различие по количеству, размеру, форме, цвету и другим признакам. 1 Например, чтобы узнать, поровну ли конфет и печений, дети на каждое печенье накладывают по одной конфете. 1
- Приложение. 1 Пространственное приближение сравниваемых предметов друг к другу (при этом изначально предметы пространственно разделены). 1
- Соединение линиями. 1 Применяется при сравнении групп предметов по количеству. 1 Например, чтобы правильно ответить на вопрос: всем ли куклам сшили новые платья, нужно попарно соединить линиями рисунки кукол и платьев. 1
- Сравнение с помощью предметов-посредников. 1 Используется в случаях, когда сравниваемые предметы находятся на большом расстоянии и их нельзя переместить. 1 Например, чтобы узнать, одинаковые ли длины имеют стол воспитателя и детская кроватка в спальне, дети используют третий предмет — посредник (веревку, палку, ленту). 1
- Счёт и измерение. 1 При их использовании выводы об отношениях между сравниваемыми объектами делаются на основе сравнения чисел, выражающих размер или количество объектов. 1 Например, чтобы узнать, чего больше — яблок или груш, дети посредством счёта определяют число яблок (например, 8 штук) и число груш (7 штук). 1 Сравнивая полученные в результате счёта числа (8 и 7), они устанавливают, что яблок больше на одно. 1
Также для развития умения сравнивать можно использовать загадки. 4 Они учат отыскивать сходство между самыми отдалёнными, внешне не сходными вещами на основании существенных свойств. 4