Для развития навыков эффективного общения с помощью литературных текстов можно использовать следующие методы и приёмы:
- Методы проблемного обучения. spravochnick.ru Они побуждают учащихся к поиску, осмыслению прочитанных произведений, их анализу и рассуждениям. spravochnick.ru
- Групповые формы работы. spravochnick.ru Они повышают эмоциональный комфорт учащихся, стимулируют их интерес к чтению и обсуждению прочитанного. spravochnick.ru
- Построение верного речевого высказывания. spravochnick.ru Оно формируется в ходе обсуждения прочитанного, аргументирования своего мнения. spravochnick.ru
- Развитие навыков слушания собеседника. spravochnick.ru Учащиеся учатся не только выражать своё мнение, но и принимать иные точки зрения, прислушиваться к ним и рассматривать возможность их верности, рациональности. spravochnick.ru
- Освоение ритма художественного слова. spravochnick.ru Для этого используются задания на прочтение стихотворений с соблюдением интонации, выражением, в разных темпах и проведение анализа приемлемости использования того или иного темпа речи. spravochnick.ru
- Формирование навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций. spravochnick.ru Учащиеся анализируют конфликтные ситуации текста и выражают своё отношение к поведению героев в них: их правота, умение отстаивать свою точку зрения, доказывать свою правоту, вести себя культурно и т. д.. spravochnick.ru
Некоторые упражнения, которые направлены на развитие коммуникативных способностей и творческого воображения: «Рассказ от первого лица», «Комплимент», «Рассказ в заданном ключе», «Изменение сюжетной линии произведения» и другие. infourok.ru multiurok.ru