Способность к произвольным действиям развивается с раннего детства. kssovushka.ru Ребёнок овладевает произвольными движениями, манипулирует игрушками и доступными предметами. kssovushka.ru
Некоторые этапы развития способности к произвольным действиям:
- В 1,5–2 месяца ребёнок способен сосредоточить внимание и рассматривать яркий предмет в течение 2–3 минут непрерывно. razvitie-rebenka.pro Действия с предметами и игрушками в этот период ещё непроизвольны. razvitie-rebenka.pro
- В 5,5–6 месяцев ребёнок начинает действовать произвольно, взаимодействуя со взрослыми, манипулируя предметами. razvitie-rebenka.pro
- К 7 месяцам ребёнок, осваивая пространство, способен перемещать в нём предметы, останавливать их движение, менять направление движения и вновь придавать ускорение. razvitie-rebenka.pro
- К 10–12 месяцам ребёнок уже частично понимает обращённую к нему речь, улучшает свою моторику и, побуждаемый взрослыми, совершает довольно много произвольных действий. razvitie-rebenka.pro
- К двум годам ребёнок уже по собственной инициативе манипулирует предметами, ставя перед собой определённые цели и осознавая их. razvitie-rebenka.pro
- На третьем году жизни произвольные акты совершаются под влиянием ситуативных переживаний, однако приобретённый опыт даёт ребёнку возможность предвидеть некоторые последствия своих действий, сознательно сдерживать те из них, которые мешают достижению цели. razvitie-rebenka.pro
- К четырём годам формируется способность перенести выполнение действия на более позднее время («на потом»), что является ещё одним признаком произвольности совершаемого действия. razvitie-rebenka.pro
В процессе формирования произвольного поведения значительную роль играет взрослый (родитель, педагог), который помогает ребёнку осознавать поставленные задачи. kssovushka.ru
Примерно к двадцати годам произвольная деятельность окончательно формируется как психическая функция. razvitie-rebenka.pro