Способность к произвольным действиям развивается с раннего детства. 4 Ребёнок овладевает произвольными движениями, манипулирует игрушками и доступными предметами. 4
Некоторые этапы развития способности к произвольным действиям:
- В 1,5–2 месяца ребёнок способен сосредоточить внимание и рассматривать яркий предмет в течение 2–3 минут непрерывно. 1 Действия с предметами и игрушками в этот период ещё непроизвольны. 1
- В 5,5–6 месяцев ребёнок начинает действовать произвольно, взаимодействуя со взрослыми, манипулируя предметами. 1
- К 7 месяцам ребёнок, осваивая пространство, способен перемещать в нём предметы, останавливать их движение, менять направление движения и вновь придавать ускорение. 1
- К 10–12 месяцам ребёнок уже частично понимает обращённую к нему речь, улучшает свою моторику и, побуждаемый взрослыми, совершает довольно много произвольных действий. 1
- К двум годам ребёнок уже по собственной инициативе манипулирует предметами, ставя перед собой определённые цели и осознавая их. 1
- На третьем году жизни произвольные акты совершаются под влиянием ситуативных переживаний, однако приобретённый опыт даёт ребёнку возможность предвидеть некоторые последствия своих действий, сознательно сдерживать те из них, которые мешают достижению цели. 1
- К четырём годам формируется способность перенести выполнение действия на более позднее время («на потом»), что является ещё одним признаком произвольности совершаемого действия. 1
В процессе формирования произвольного поведения значительную роль играет взрослый (родитель, педагог), который помогает ребёнку осознавать поставленные задачи. 4
Примерно к двадцати годам произвольная деятельность окончательно формируется как психическая функция. 1