Способность к понятийному мышлению у детей развивается через формирование следующих умений: 1
- Анализировать предмет с разных сторон. 1 Заранее подбирая предметы для сравнения, можно постепенно научить ребёнка видеть в них такие свойства, которые ранее были от него скрыты. 1
- Определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов. 1 В первую очередь нужно обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. 1 Затем следует перейти к общим свойствам. 1
- Отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта. 1 После того как ребёнок научится выделять в предметах общие и отличительные свойства, можно научить его отличать существенные, важные свойства от несущественных, второстепенных. 1
Для развития понятийного мышления у детей можно использовать следующие игры и упражнения: 3
- Составление предложений. 3 Игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов. 3
- Поиск аналогов. 3 Игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам. 3
Важно помнить, что понятийное мышление не появляется само собой с взрослением ребёнка, оно должно целенаправленно развиваться в процессе обучения. 1