Речевое мышление тесно связано с речью и мышлением, поэтому его развитие зависит от того, как проходит становление этих процессов. 4
Выделяют несколько ключевых этапов развития речи, с которыми можно соотнести стадии развития мышления: 4
- Пассивный или подготовительный (до 1 года). 4 Ребёнок реагирует на слова как на знаковые символы, у него появляются первые звуки, комплексы звуков, слоги. 4 Поскольку речь пока отсутствует, мышления тоже нет. 4
- Автономный или преддошкольный (от 1 года до 3 лет). 4 Ребёнок учится произносить слова, следит за реакцией взрослых, повторяет за ними, начинает понимать смысл того, что говорит, и это понимание использовать. 4 Малышу пока недоступны переносные смыслы слов, бывают ошибки в произношении. 4
- Активный или дошкольный (от 3 до 7 лет). 4 Активное развитие речи сопровождается пополнением словарного запаса и расширением кругозора. 4 Речь усложняется, становится более связной, со временем переходит в контекстную. 4 Усложняются фразы и предложения, добавляются речевые конструкции. 4 Ребёнок может сочинять небольшие рассказы. 4
Некоторые факторы, влияющие на формирование речевого мышления у детей:
- Стимулирование предметной деятельности. 1 Даже самые простейшие движения способствуют накоплению чувственного опыта, а значит, и материала для будущих обобщений. 1
- Обучение элементам самообслуживания, адекватным возрасту (одеваться, умываться, убирать за собой игрушки). 1
- Предоставление информации об окружающем мире на примере наглядных событий и явлений (названия животных, растений, предметов, явлений природы). 1
- Задания, предполагающие развёрнутый ответ в виде простого предложения. 1 Например, просить рассказать, что изображено на картинках. 1
- Словесные игры, цель которых — обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, интонационной выразительности. 2
Важно давать детям задания, сообразные их возрасту и развитию, и не демонстрировать негатив, если ребёнок не может справиться с заданием так хорошо, как хочется взрослым. 1