Навык самоконтроля развивается по-разному на разных этапах жизни:
В дошкольном возрасте самоконтроль первоначально проявляется в практических видах деятельности, особенно в ситуациях, где образец действия явно представлен ребёнку. 2 Особую роль в становлении самоконтроля играет игра. 2 Формируясь в игровой деятельности, самоконтроль начинает проявляться в других видах деятельности: изобразительной и познавательной. 2
В школьном возрасте уровень осознания необходимости самоконтроля возрастает. 3 У детей возникает чёткая причинно-следственная связь между неподобающим поведением и его последствиями. 3 Осознавая это, ребёнок 6–9 лет в состоянии проявить самоконтроль в определённых ситуациях. 3
В подростковом возрасте ребёнок уже осознаёт необходимость контроля за своими действиями и эмоциями. 3 К 13–17 годам он начинает ценить умение владеть собой. 3 Подросток понимает, что хороший самоконтроль поможет наладить общение с другими людьми, повысить концентрацию во время занятий, добиться успехов в учёбе и тех увлечениях, которые для него важны. 3
У взрослых для развития самоконтроля важно работать над двумя основными аспектами: осознанием и пониманием эмоций, а также их регулированием. 1 Для этого стоит изучать психологию эмоций, чтобы лучше понять их природу и влияние. 1 Наблюдение за собственными реакциями и анализ своего поведения, чувств и мыслей помогут стать более осведомлённым о собственных эмоциональных состояниях. 1
Самоконтроль — сложное и многостороннее явление, навыки которого формируются не сразу, а в результате долгого процесса, подразумевающего системность и индивидуальный подход. 4