Коммуникативная компетентность в детском возрасте развивается по мере роста ребёнка и приобретения опыта взаимодействия с другими людьми. 4
Некоторые этапы развития коммуникативных навыков в зависимости от возраста:
- Младенцы (до 1 года). 4 Дети учатся общаться не только с помощью слов, но и с помощью плача, улыбки и жестов. 4 Они начинают понимать, что у других есть потребности и желания, и учатся выражать свои эмоции и чувства. 4
- Дети дошкольного возраста (3–6 лет). 4 В этом возрасте дети начинают активно использовать язык для общения. 4 Они учатся задавать вопросы и отвечать на них, выражать своё мнение и чувства, а также слушать и понимать точку зрения другого человека. 4
- Дети младшего возраста (7–10 лет). 4 Коммуникативные навыки становятся более сложными. 4 Дети учатся работать в группах, совместно выполнять задания, выражать свои мысли и мнения и слушать других. 4 Они также осознают, что существуют различные виды общения, и начинают учиться различать их. 4
- Подростковый возраст (11–18 лет). 4 В этом возрасте коммуникативные навыки продолжают развиваться. 4 Подростки начинают активно использовать язык для выражения своих мыслей и чувств, учатся высказывать своё мнение и отстаивать свою позицию, а также слушать и понимать мнение других. 4
Для развития коммуникативной компетентности в детском возрасте используют разные методы, например:
- Словесные методы. 1 Диалог, рассказ, чтение. 1
- Визуальные методы. 1 Использование наглядных пособий, рассматривание картинок. 1
- Практические упражнения. 1 Театрализованная инсценировка сказок, ситуаций. 1
- Игровые методы. 13 Использование дидактических и сюжетных игр и упражнений. 1
- Физиологические методы. 1 Психогимнастика, пальчиковая и дыхательная гимнастика. 1
- Логические методы. 1 Постановка этических и нравственных вопросов, загадки. 1
Важно, чтобы в развитии коммуникативных навыков детей участвовали не только педагоги, но и родители. 2 Именно в общении со взрослыми дети получают и усваивают основные модели общения. 1