Чувство гуманности у детей развивается в процессе воспитания следующим образом:
- Формирование этических представлений. 1 Они должны основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или литературных произведений. 1 Это способствует развитию нравственного сознания детей и самостоятельности их суждений. 1
- Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отражается на других. 1 Осознание детьми мотивов поступков помогает усвоить этические представления и развить гуманные чувства. 1
- Стимулирование выражения чувств в слове и действии. 3 Например, ребёнка учат «пожалеть» кого-то (подойти, погладить, чем-то помочь), проявить доброжелательность (поздороваться, поделить игрушками, принять в игру). 3
- Использование художественной литературы. 1 Произведения активно воздействуют на чувства и разум ребёнка, развивают его восприимчивость и эмоциональность. 1
- Развитие эмпатии. 25 У ребёнка постепенно формируется способность понимать чувства другого человека, сопереживать им, ставить себя на место другого человека. 3
- Организация педагогических ситуаций. 4 Они позволяют ребёнку сделать выбор способа поведения на основе собственного жизненного опыта, способствуют развитию воображения и мышления. 4
Также опыт гуманного отношения малыш приобретает, прежде всего, в семье. 4 Важно, чтобы внутри семьи было принято заботиться друг о друге, чтобы члены семьи поддерживали друг друга, вместе радовались успехам и переживали из-за неудач. 4