Чувство доброты у детей с рождения до подросткового возраста развивается в несколько этапов: 1
- 3 года: ребёнок понимает, что такое чувства. 1 Хотя младенцы умеют воспринимать эмоции других людей уже к 6 месяцам, настоящие добрые поступки начинают проявляться лишь к трём годам: к этому возрасту дети начинают понимать связь между причиной и следствием. 1
- 4–5 лет: ребёнок готов делать добрые дела. 1 В этот период ребёнок укрепляет способность осознавать своё собственное психическое состояние и состояние других людей. 1 Кроме того, развиваются доли мозга, отвечающие за социальное взаимодействие — и теперь он способен проявлять доброту. 1
- 5–6 лет: ребёнок понимает идею сообщества. 1 Например, в этом возрасте ребёнок уже поймёт, что если он согласится помочь убрать со стола после ужина, вся семья быстрее сможет посмотреть мультфильм. 1 Ощущение себя важным членом сообщества помогает ребёнку лучше понимать собственную ценность. 1
- 7–8 лет: ребёнок учится ставить других на первое место. 1 По мере того как дети становятся старше, их добрые поступки становятся более сложными: уже не просто поделиться игрушкой, а помочь члену семьи или младшим детям, сделать что-то для других. 1
Чтобы развить чувство доброты у детей, можно использовать следующие методы:
- Подавать пример. 2 Дети наблюдают за словами и поступками окружающих и учатся у них. 2
- Укреплять доверие. 2 Если ребёнок поймёт, что окружающие взрослые добры и им можно доверять, он научится доверять окружающим и самому себе. 2
- Читать сказки. 35 Совместный просмотр добрых мультфильмов и чтение сказок о добре с последующим их обсуждением также способствует развитию чувства доброты. 5
- Учить заботиться о животных. 5 По возможности стоит завести питомца дома и учить ребёнка заботиться о нём. 5
Каждый ребёнок будет продвигаться через этот процесс в своём собственном темпе. 1