Чтобы развить тактичность в себе, можно следовать таким рекомендациям:
- Заниматься саморазвитием. 4 Читать классическую литературу, смотреть фильмы, наблюдать за общением героев и вникать в развитие их отношений. 4
- Изучать психологию и этикет. 4
- Найти в своём окружении образец для подражания. 4 Присмотреться к нему и оценить, каких качеств не хватает, чтобы стать похожим на него. 4
- Внимательно слушать собеседника. 4 Проявлять заинтересованность и не уходить с головой в свои мысли. 4
- Научиться сопереживать и сочувствовать оппоненту. 4
- В ходе общения не делать акцентов на собственном превосходстве (интеллектуальном, физическом, финансовом). 4
- Уважать окружающих и их мнение не меньше, чем самих себя. 4
- Следить за собственными высказываниями, манерой речи, жестами, мимикой. 4 Избегать оскорбительных эпитетов и бранных слов. 4
Чтобы развить тактичность в детях, можно воспользоваться такими советами:
- Пример собственного поведения. 2 Показывать, как общаться с другими, особенно в сложных ситуациях. 2
- Объяснить ребёнку, что значит быть деликатным и тактичным. 2 Использовать простые примеры из повседневной жизни. 2
- Обсудить, как слова и действия могут влиять на чувства других людей. 2 Помочь ребёнку понять, что тактичное общение учитывает чувства и потребности других. 2
- Учить выражать благодарность. 2 Учить говорить «спасибо» и проявлять признательность за доброту и помощь других. 2
- Поощрять эмпатию. 2 Разговаривать с ребёнком о том, как было бы чувствовать себя на месте других людей. 2
- Организовать ролевые игры. 2 Где ребёнок может сыграть ситуации, требующие тактичности. 2
- Учить вежливости. 2 Учить использовать «пожалуйста» и «извините». 2
- Учить решать конфликты мирным путём, выслушивать точку зрения других и находить компромиссы. 2
- Объяснить, что каждый человек имеет личное пространство, и важно уважать его. 2
- Акцентировать положительные аспекты. 2 Поощрять и хвалить ребёнка, когда он проявляет тактичность в общении. 2
Также можно обсуждать с ребёнком то, что он видит в мультфильмах, книгах и других медиа-ресурсах, обращать внимание на положительные и негативные примеры общения. 2