Несколько способов развить эмоциональную отзывчивость и сопереживание у дошкольников:
- Использовать разные виды игр и детской деятельности. 1 Сюжетные игры помогают ребёнку понять другого человека, учесть его положение, настроение, пожелания. 1 Дидактические игры учат называть и различать свои эмоции и эмоции других людей. 1 Подвижные игры ярко эмоционально окрашены, в них происходит непосредственный эмоциональный контакт участников. 1
- Проводить театрализованные игры. 1 В них ребёнок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. 1 Это могут быть игры-имитации образов животных и птиц, людей, инсценировки сказок, потешек, песен, стихов. 1
- Использовать произведения художественной литературы. 1 В них дети узнают, что такое добро и зло, учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, к взрослым, к животным. 1 Они сравнивают себя с положительным героем и активно сопереживают ему. 1
- Обращать внимание на чужие чувства. 3 Предлагать ребёнку пожалеть кого-то, кому сейчас плохо. 3 Если ребёнок обидел кого-то, нужно не просто требовать «извинись немедленно», а подробно описать чувства того, кого обидели. 3
- Быть примером. 23 Воспитание и обучение детей строится на повторении действий и реакций значимого взрослого. 3 Нужно проявлять эмпатию по отношению к ребёнку, даже если его проблемы кажутся надуманными. 3
- Обсуждать эмоции. 3 Спрашивать ребёнка, что он чувствует в данный момент. 3 Когда ребёнок распознаёт свои эмоции, понимать чужие легче. 3
Определяющим фактором в формировании способности к сочувствию, пониманию эмоций других людей является пример взрослых, в первую очередь родителей. 12