Для развития эмоциональной отзывчивости и социального интеллекта у старших дошкольников можно использовать следующие методы:
- Сюжетно-ролевые игры. 2 Примеряя на себя роль с установленной условиями игры поведенческой моделью, ребёнок учится понимать других людей, учитывать их побудительные мотивы, настроения, пожелания. 2
- Игры на снятие психоэмоционального напряжения. 2 Например, «Мыльные пузыри» (развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения) или «Дракон ловит свой хвост» (игра, в которой играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. 2
- Чтение сказок и произведений детской художественной литературы. 2 Однозначная авторская оценка склоняет ребёнка к тому, чтобы сопереживать положительным героям и возмущаться поведением отрицательных персонажей. 2
- Творческая деятельность. 2 Рисование, лепка. 2 Изготовление поделок формирует эстетическое чувство и чувство вкуса. 2
- Специальные игрушки. 2 Например, игрушка-рукавичка с карточками, обозначающими эмоции, или набор из нескольких овалов лиц и готовых выражений губ, глаз, бровей. 2 С их помощью можно составлять интересные истории и рассказывать о том, что чувствуют и как себя ведут герои в разных жизненных ситуациях. 2
- Совместная деятельность. 2 Например, совместные занятия трудом, творчеством, уход за домашними питомцами, младшими членами семьи. 2
Также для развития социального интеллекта можно использовать просмотр ярких иллюстраций при чтении книг, мультфильмов или театрализованных представлений, обсуждая с детьми характер и поведение главных героев. 5